"Ақмола облысы білім басқармасының  Есіл ауданы бойынша білім  бөлімінің жанындағы   Есіл қаласының  №3 «Балбөбек» бөбекжайы"мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли-сад № 3  «Балбөбек»  города Есиль при отделе образования по  Есильского району управления образования Акмолинской области 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Қосымша білім

 

 

Утверждено:

   Методическим  советом

от «___»              2023г.

 

   Заведующая: Эккерт  Е.В

_____________________

 

 

 

 

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 4-6 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:2023-/2024 уч.г.

 

Руководитель ИЗО –

Москаленко О.Г.

 

 

ГККП «Ясли-сад № 3 «Балбөбек» города Есиль при отделе образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области»

                                                                                               

 

 

 

Рабочая программа дополнительного образования

Изостудия «Цветик-семицветик»
Использование нетрадиционных техник
в изобразительной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка...................................................................... 2

  1. Возрастные и психологические особенности детей  старшего и предшкольного дошкольного возраста         4-5 лет.
  2. Планируемые результаты................................................................ 7
  1. Содержательный раздел
  1. Структура занятий........................................................................... 7
  2. Интеграция образовательных областей.......................................... 8
  3. Принципы проведения занятия........................................................ 9
  4. Методика нетрадиционных техник рисования................................ 9
  5. Календарно-тематическое планирование рабочей программы на

2023-­2024 учебный год (старшая группа)      13

  1. Календарно-тематическое планирование рабочей программы

на 2023-2024 учебный год( предшкольнаягруппа )    17

  1. Работа с родителями...................................................................... 23
  1. Организационный раздел
  1. Учебный план на 2023-2024 учебный (старшая группа)............ 26
  2. Учебный план на 2023-2024 учебный (предшкольная группа)
  3. Используемый материал............................................................... 27
  4. Диагностическое обследование.................................................... 28

Список используемой литературы........................................................ 31

Приложение 1. Конспекты занятий (старшая группа)

Приложение 2. Конспекты занятий (подготовительная группа)

 Приложение 3. Рассказы, стихи, пальчиковые гимнастики

 

1 Целевой раздел

1.2 Пояснительная записка

Причины создания программы

Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОО детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность

Рабочая программа ИЗО студии «Цветик - семицветик»» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Рабочая программа студии «Цветик - семицветик» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего и предшкольного дошкольного возраста ДОО.

Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
  3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

В программе студии «Цветик - семицветик» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4-6 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на один год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Возраст детей участвующих в реализации рабочей программы –  старший и предшкольный дошкольный возраст (4-6 лет).

Реализация программы рассчитана на 32 календарные недели, и включает в себя 2 занятия в неделю во второй половине дня

Принципы организации программы

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • учёт возрастных и психологических особенностей детей;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • игровая форма подачи материала;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формы реализации программы

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в группе и в ДОО;
  • Тематические развлечения;
  • Мастер-классы с педагогами и родителями;
  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Оформление предметно-окружающей среды.
  1. Возрастные и психологические особенности детей  4  лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте  4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Ребенку  еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок.

. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок  4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в этом дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление  остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы. Продолжает активно развиваться речь.  В четырехлетнем возрасте велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты. Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка  4 лет

Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей  4 лет чрезвычайно велико. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола. Для малышей  4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Развитие мелкой моторики рук

В четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;

Учиться обводить простые легкие рисунки;

Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру;

Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

Учить лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;

Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр.

От 5 до 6 лет

Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

В возрасте 6 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес.

Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по - сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.

  1. Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы

  • самостоятельное использование нетрадиционных материалов и инструментов, владение навыками нетрадиционной техники рисования и умение применять их;
  • самостоятельная передача композиции, формы, цвета, использование техники нетрадиционного рисования;
  • развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, наблюдательности, воображения, фантазии, образного мышления, творческих способностей, склонности к экспериментированию;
  • выражение своего отношения к окружающему миру через рисунок;
  • умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявление  интереса к изобразительной деятельности друг друга;
  • умение довести работу до конца.

Способы и формы выявления, фиксации и предъявления
результатов

В рамках реализации программы предусмотрены способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Способы и формы выявления результатов

Способы и формы фиксации результатов

Способы и формы предъявления

результатов

Беседа, опрос, наблюдение Выставки,

Итоговые занятия

Анализ мероприятий

Анализ приобретенных навыков

Грамоты

Дипломы

Фотоотчёты

Отзывы (детей и родителей)

Методические разработки

Выставки

Готовые изделия

Отчеты

Открытые              просмотры

занятий

Аналитические справки

 

 

  1. Содержательный раздел
    1. Структура занятий

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основные процедуры работы - чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Элементы занятий: элементы сказкотерапии с импровизацией, разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи;

игры на развитие мышления, воображения, памяти;

игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов - понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.);

рисование, аппликация, коллаж - применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно - ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.

  1. Интеграция образовательных областей

В процессе работы обеспечивается интеграции всех образовательных областей:

Образовательные области

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Стимулировать положительное самоощущение Создавать условия для достижения поставленных практических и игровых целей, способствовать обогащению словаря

Речевое развитие

Развивать навыки диалогического общения.

Познавательное развитие

Стимулировать познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектом; желание наблюдать за окружающим. Формировать умения участвовать в несложных экспериментах, организуемых взрослым; игры по художественному творчеству,            игры-моделирование

композиций.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики, формировать умения выполнять движения точно, координированно.

Художественно-эстетическое развитие

Формировать умения давать эмоциональную оценку произведениям изобразительного искусства; бережное отношение к материалам и инструментам. Стремление участвовать в совместной творческой деятельности. Формировать зрительную память.

 

 

  1. Принципы проведения занятий
  • системность подачи материала - взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия - занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность - активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения - направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
    1. Методика нетрадиционных техник рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона) Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

  1. Календарно-тематическое планирование рабочей программы
    на 2023-2024 год

(предшкольная  группа 5-6 лет)

Месяц

Тема занятия

Техника исполнения

Цель

Кол-во занятий

Октябрь

«Осень на опушке краски разводила»

 

печать листьями

познакомить с новым видом изобразительной технике - печать растениями; учить смешивать краски прямо на листьях; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

1

«Осенний букет»

печать листьями и пальчиками

закрепить навыки печатанья сухими листьями; развивать интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений; воспитывать самостоятельность в создании образа.

1

«Сказочное дерево»

кляксография с трубочкой

познакомить детей с новым приемом рисования - кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

1

«Ожившая сказка»

пластилинография

передача выразительного образа овощей и фруктов в технике пластилинографии; развитие мелкой моторики рук и аккуратности

1

Ноябрь

«Белочка в дупле»

 

ладонью, пальчиками, штампом из мятой бумаги

продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток; развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.

1

 

 

 

 

«Пушистые животные»

тычок жесткой кистью

познакомить детей с новым видом изобразительной технике - тычок жесткой кистью; учить наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции и ритма.

1

«Белый медвежонок»

поролоном

помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.

1

«Пингвины на льдине»

«тычок» сухой кистью

закреплять технику нетрадиционного рисования - «тычок» жесткой кистью. Воспитывать интерес к природе, к животному миру, познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество.

1

Декабрь

«Снегири на ветках»

«тычок» жесткой кистью, ладошками

совершенствовать навыки рисования способом «тычка» и ладошкой;

развивать умение самостоятельно создавать композицию.

1

«Морозный узор»

 

восковые мелки и акварель

развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

1

«Я в волшебном лесу»

 

печать поролоном по трафарету, «тычок» полусухой

кистью, черно - белыйграттаж

развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками выразительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита

1

«Зимние напевы»

 

набрызг по

шаблону

развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с техникой набрызг

1

Январь

«Верблюд в пустыне»

 

«расчесывание» краски

ознакомить с новым приемом рисования - «расчесывание» краски; освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного

1

 

 

 

 

 

 

движения.

 

«Храбрый лев»

штриховка и поролоном

развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, обучение ритмичному нанесению штриховки; обучение сочетанию двух техник рисования: штриховки и тампонирования; учить с помощью штриха изображать качественный признак животного «лохматость гривы», с помощью поролоновой губки фактурность туловища животного

1

«Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы»

 

клеевой «витраж»

познакомить детей со словом «витраж» и технику его выполнения; выбрать навык пересекающихся линий в разных направлениях; закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.

1

«Зимний сон»

кляксография и ватные палочки

продолжить обучение детей приемом рисования - кляксография трубочкой и ватными палочками; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности

1

Февраль

«Веселые кляксы» в приложении

кляксография

учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами

1

«Снежинки»

набрызг по шаблону

продолжать знакомить их с разными техниками и материалами - набрызг по шаблону; развивать у детей

1

 

 

 

 

 

 

интерес к изобразительной деятельности.

 

«Моя любимая погода зимой»

 

печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками

воспитывать отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках; развивать чувство композиции, колорита

1

«Весёлый снеговик»

пластилинография

закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков; формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

1

Март

«Я в подводном мире»

 

цветной «граттаж»

познакомить детей с техникой цветной «граттаж»; совершенствовать приемы работы с острым краем палочки; воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

1

«Сказочная птица»

ладошкой

совершенствовать навыки рисования ладошкой; закрепить у детей умение смешивать краску на палитре; развивать воображение, фантазию.

1

«Букет для моей воспитательницы»

 

набрызг, печать листьями, тиснение

формировать эститический вкус к составлению букетов и их изображениям, учить использовать шаблоны для создания одинаковых изображений, развивать пространственные представления, чувство ритма, композиции, колорита

1

«Первый подснежник

поролоном

формировать навыки рисования с использованием нетрадиционных техник. Закрепить нетрадиционную технику рисования - рисование поролоном. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

1

Апрель

«Лети, ракета, к звёздам»

печать по трафарету

передача образа космического пространства в

1

 

 

 

 

 

 

технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью.

 

«Весеннее пробуждение природы»

кляксография с трубочкой

продолжать знакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

1

«Плюшевый медвежонок»

поролоном

помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.

1

«Букет цветов в вазе»

предметная монотипия

изображение цветочного букета в технике предметной монотипии;

развитие навыков рисования гуашью, акварелью;

«оживление» цветов фломастерами.

1

Май

«Салют»

«тычок» жесткой кистью, ватные палочки

закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе; совершенствовать умение использовать ватные палочки и жесткие кисти для создания рисунка.

1

«Пейзаж у озера»

 

монотипия

Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией; показать ее изобразительные особенности; закрепить понятие о симметрии; развивать чувство 5.

1

«Пушистые одуванчики, белые сарафанчики»

набрызг по трафарету

передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изобразительных техник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.).

1

«Черемуха»

«тычок» жесткой кистью

закрепить умение рисовать ветку черемухи способом

1

 

 

 

 

 

 

«тычка»; формировать чувство композиции и ритма; воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве

 

 

 

  1. Календарно-тематическое планирование рабочей программы
    на 2023-2024 год

(старшая  группа)

 

Месяц

Тема занятия

Техника исполнения

Цель

Кол-во занятий

Октябрь

«Осеннее дерево»

печать ватными палочками

совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

1

«Волшебный круг»

работа с цветными карандашами

ознакомить  детей с геометрической формой предметов, продолжить обучать детей приемам работы с простым и цветными карандашами, развивать  фантазию и воображение детей.

1

«Какого цвета дождик»

Восковые мелки+акварель

познакомить детей с новой техникой восковые мелки; продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

1

«Ветка рябины»

пластилинография

передача выразительного образа рябины в технике пластилинографии; учить смешивать пластилин двух оттенков, развитие

1

 

 

 

 

 

 

мелкой моторики рук и аккуратности

 

Ноябрь

«Котенок»

«тычок» жесткой кисти, поролон

учить детей изображать пушистого животного в какой-либо       позе       или

движении;        продолжать

учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, жесткая кисть.

1

«Павлин из ладошек»

ладошками, пальчиками

совершенствовать навыки рисования          ладошкой;

закрепить у детей умение смешивать краску           на

палитре;               развивать

воображение, фантазию.

1

«Животные, которых я сам придумал»

кляксография, обведение кисти рук

развивать фантазию при выборе содержания и способов        изображения

разными художественными техниками

1

 

проступающий рисунок

закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: восковые мелки и акварель; развивать композиционные навыки, пространственные представления.

1

Декабрь

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

«тычок» жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять         в

выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя, птицы

1

«Моя любимая погода зимой»

 

печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками

воспитывать отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках;

развивать чувство композиции, колорита

1

«Полярное сияние»

цветной «граттаж»

передача образа красивого природного явления путём комбинирования приёмов и средств изображения: полярного      сияния —

1

 

 

 

 

 

 

пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации.

 

«Птицы на ветках»

штампом

продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов; совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

1

Январь

«Верблюд в пустыне»

«расчесывание» краски

ознакомить с новым приемом рисования - «расчесывание» краски; освоение                  нового

графического знака - волнистая                 линия,

отработка            плавного,

непрерывного движения.

1

«Слоны»

слоны по шаблону, узоры - ватными палочками

познакомить детей            с

новым                способом

изображения - рисование ватными            палочками

(пуантилизм);

совершенствовать умение выбирать      и рисовать

предмет и украшать его узором.

1

«Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы»

 

 

познакомить детей со словом        «витраж»        и

технику его выполнения; выбрать                      навык

пересекающихся линий в разных         направлениях;

закрепить                 умение

смешивать на палитре краску,               разбеливая

основной       тон       белой

гуашью для получения более светлого оттенка.

1

«Морозный узор»

рисование свечой

совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспе­риментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования; развивать воображение,

1

 

 

 

 

 

 

творчество.

 

Февраль

«Портрет Мыльного Пузыря»

мыльными пузырями

вызвать интерес к рисованию в нетрадиционной технике - мыльными пузырями; научить смотреть на мир внимательно и с любовью - как настоящий художник; научить чувствовать настроение и характер цвета.

1

«Цветочек в горшочке»

кляксография с трубочкой

закрепить приемы работы в технике кляксография; продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов; способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

1

«Кто живет в зимнем лесу»

трафарет, «тычок» жесткой кисти и др.

совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования; продолжать обучать детей самостоятельно выбирать технику рисования.

1

«Дома в городе снеговиков»

восковые мелки и акварель

учить детей новой технике рисования         восковыми

мелками и         акварелью;

передавать                  образ

сказочного              домика;

развивать                чувство

композиции.

1

Март

«Я в подводном мире»

 

цветной «граттаж»

познакомить детей            с

техникой                цветной

«граттаж»;

совершенствовать приемы работы с острым краем палочки;          воспитывать

уверенность, инициативность                в

опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

1

 

 

 

 

«Цветы в вазе»

предметная монотипия

совершенствовать навыки детей в технике - предметная монотипия; продолжать формировать чувство композиции и ритма; развивать чувственно - эмоциональное восприятие окружающего мира

1

«Веселые кляксы»

кляксография с трубочкой

продолжаем знакомить детей с техникой кляксография, показать ее выразительные возможности, дорисовывать детали объектов; развивать воображение, фантазию интерес к творческой деятельности.

1

«Рыбки»

рисование мыльными пузырями

продолжаем обучать детей учить рисовать мыльными пузырями, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; развивать детское творчество, фантазию.

1

Апрель

«Космос»

печать по трафарету

передача                    образа

космического пространства в технике печати      по                 трафарету

(звезды     в         космосе);

рисование ракеты кистью.

1

«Букет цветов в вазе»

предметная монотипия

изображение цветочного букета          в          технике

предметной монотипии;

развитие                навыков

рисования             гуашью,

акварелью; «оживление» цветов фломастерами.

1

«Уж верба вся пушистая»

по - сырому

упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвета; передача выразительного образа веточки вербы с «мохнатыми почками»

1

«Подснежники»

пластилинография

продолжать знакомить детей с нетрадиционной

1

 

 

 

 

 

 

техникой изображения - пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета; закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

 

Май

«Праздничный салют Победы»

«граттаж»

закрепить                приёмы

рисования      в       технике

«граттаж»;

совершенствовать приемы работы с острым краем палочки;         воспитывать

уверенность, инициативность                в

опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

1

«Черемуха в вазе»

тычок жесткой кистью

закрепить                 умение

рисовать ветку черемухи способом                   тычка;

формировать          чувство

композиции и ритма; воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе                       через

изображение ее образа в собственном творчестве

1

«Березы весной»

тычок жесткой кистью

закрепить                приемы

рисования      в       технике

тычок жесткой кисти; углублять знания детей о временах года, уточнять признаки                   весны,

воспитывать любовь к родному краю

1

«Превращение белокрылки в красавицу»

кляксография

закрепить приемы рисования в технике кляксография; упражнять детей в получении новых цветовых оттенков.

1

 

 

 

2.7. Работа с родителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в

рамках рабочей программы на 2022 – 2023 год

 

п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание

Октябрь

2

«Как часто рисует ваш малыш?»

Анкетирование

Ноябрь

3

«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

Консультация в приёмной

Декабрь

4

«Рисуем вместе с детьми»

Буклеты для родителей

Январь

5

«Необычными вещами мы рисуем без труда»

Мастер-класс

Февраль

6

«Увлекательное рисование»

Папка-передвижка

Март

7

«Пушистые детеныши животных»

Открытый просмотр занятия

Апрель

8

«Наш семейный портрет»

Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями.

Май

 

 

Календарно-тематическое планирование работы с родителями
в рамках рабочей программы
на 2023 - 2024 год

п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

«Необычное рисование, как один из способов       развития       творческих

способностей дошкольника»

Информация на сайте

Октябрь

2

«Алло, мы ищем таланты...»

Конкурс совместных творческих работ с детьми

Ноябрь

3

«Зимушка - хрустальная»

Совместная выставка работ педагогов, родителей и детей

Декабрь

4

«О важности развития образного

Родительское собрание с

Январь

 

 

 

 

мышления и формирования графических навыков перед школой».

использованием ИКТ

 

5

«Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Буклеты-памятки для родителей

Февраль

6

«Весёлые котята»

Открытый просмотр занятия

Март

7

«День Космонавтики»

Проведение выставки совместного творчества детей и родителей

Апрель

9

«Мы рисуем в детском саду»

Выставка детских работ

Май

 

 

  1. Организационный раздел

Реализация программы рассчитана на 32 календарных недели, и        включает в себя 2 занятие в неделю во второй половине дня

 

График проведени занятий в изостудии 2023-2024 год

 

Группа

День недели

время

Аққу

 

Среда

Пятница

16.00

16.00

Қуншуақ

 

Вторник

Пятница

16.00

16.00

Гүлдер

 

Вторник

Пятница

16.30

16.30

 

Көбелек

Вторник

Четверг

16.00

16.00

 

 

Занятия проводятся по подгруппам из 12-15человек

 

3.1. Учебный план
на 2023-2024 учебный год
(старшая группа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

1.

«Осень на опушке краски разводила»

1

2.

«Осенний букет»

1

 

 

 

3.

«Сказочное дерево»

1

4.

«Ожившая сказка»

1

5.

«Белочка в дупле»

1

6.

«Пушистые животные»

1

7.

«Белый медвежонок»

1

8.

«Пингвины на льдине»

1

9.

«Снегири на ветках»

1

10.

«Морозный узор»

1

11.

«Я в волшебном лесу»

1

12.

«Зимние напевы»

1

13.

«Верблюд в пустыне»

1

14.

«Храбрый лев»

1

15.

«Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы»

1

16.

«Зимний сон»

1

17.

«Веселые кляксы»

1

18.

«Снежинки»

1

19.

«Моя любимая погода зимой»

1

20.

«Весёлый снеговик»

1

21.

«Я в подводном мире»

1

22.

«Сказочная птица»

1

23.

«Букет для моей воспитательницы»

1

24.

«Первый подснежник»

1

25.

«Лети, ракета, к звёздам»

1

26.

«Весеннее пробуждение природы»

1

27.

«Плюшевый медвежонок»

1

28.

«Букет цветов в вазе»

1

29.

«Салют»

1

30.

«Пейзаж у озера»

1

31.

«Пушистые одуванчики, белые сарафанчики»

1

32.

«Черемуха»

1

Всего:

32

 

 

Учебный план
на 2022-2023 учебный год

(средняя группа)
 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

1.

«Осенние букеты»

1

2.

«Волшебный круг»

1

3.

«Какого цвета дождик»

1

4.

«Ветка рябины в вазе»

1

5.

«Котенок»

1

6.

«Павлин из ладошек»

1

7.

«Животные, которых я сам придумал»

1

8.

«Георгины ко дню матери»

1

9.

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

1

10.

«Моя любимая погода зимой»

1

11.

«Полярное сияние»

1

12.

«Птицы на ветках»

1

13.

«Верблюд в пустыне»

1

14.

«Слоны»

1

15.

«Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы»

1

16.

«Морозный узор»

1

17.

«Портрет Мыльного Пузыря»

1

18.

«Цветочек в горшочке»

1

19.

«Кто живет в зимнем лесу»

1

20.

«Дома в городе снеговиков»

1

21.

«Я в подводном мире»

1

22.

«Цветы в вазе»

1

23.

«Веселые кляксы»

1

24.

«Рыбки»

1

25.

«Космос»

1

26.

«Букет цветов в вазе»

1

27.

«Уж верба вся пушистая»

1

28.

«Подснежники»

1

29.

«Праздничный салют Победы»

1

30.

«Черемуха в вазе»

1

31.

«Березы весной»

1

32.

«Превращение белокрылки в красавицу»

1

Всего:

32

 

 

  1. Используемый материал
  • бумага разного формата и цвета;

-акварельные краски, гуашь, тушь;

  • восковые и масляные мелки, свеча;

-ватные палочки;

-поролоновые печатки;

  • коктейльные трубочки;

-палочки или старые стержни для процарапывания;

  • матерчатые салфетки;

-стаканы для воды;

-подставки под кисти;

-зубные щетки;

-кисти щетинные;

-мыльные пузыри;

-разные печатки и трафареты;

-соль;

-клей ПВА;

-пищевые красители;

-влажные салфетки;

-оргстекло

 

 

 

Список используемой литературы

Основная литература

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. - 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 80с.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. - М: АСТ: Астрель, 2005. - 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. - Мн: ООО «Попурри», 2005. - 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. - 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006.

- 96с.

  1. Казакова Р.Г. «Рисвание с детьми дошкольного возраста». - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 128 с.

Дополнительная литература

  1. Белая А.Е., МирясоваВ.И.Пальчиковые игры: Родничок,1999, - 47с.
  2. Доронова Т.Н. «С утра до вечера» - С - Пб., Детство-Пресс, 2002г. (рабочая тетрадь для самостоятельной деятельности детей);
  3. Затеева Е. В. «Малыш в мире искусства родного края»: Барнаул, 2007.
  4. Новикова Е. Н. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок: М., 1999., - 265 с.
  5. Образцова Т. Н. Логические игры для детей: М., 2010., - 184 с.
  6. Соколова Ю., Нитылкина Е. Игры с пальчиками: Эксмо, 2002, - 24с.
  7. Хрестоматия по детской литературе под редакцией М. К. Боголюбской: Просвещение, 1984, - 463 с.

Әлі пікірлер




Добавить комментарий



Включить данные в подпись
Жаңартылған күні: 29.02.2024 10:27
Құрылған күні: 13.03.2024 13:02

Наурыз мейрамына арналған ертеңгіліктер

Ұлыс күні кәрі жас,
Құшақтасып көріскен
Жаңа ағытқан төлдей
Жамырасып өріскен
Шалдар баға беріскен.

Қазахстан жеріне көктем мерекесі-Наурыз келді. Бұл қазақ халқының көне мерекелерінің бірі.Көптеген жылдар бойы қуана-қуана оны қарсы алады  үлкені де,кішісі де.  Бұл әдемі мереке, жарқын ұлттық костюмдер, көңілді әуен, ұлттық ойындар мен салт-әрине, бай дастарқан, мұнда негізгі құрайтын бұл салтанат.

Мереке қарсаңында біздің балабақшада мерекелік іс-шаралар  осы оқиғаға арналған өтті. Қызықты сценарийлер, қызықты сюжетпен құралған.Балаларға қонаққа Қыдырата, хан,тентек Жел, әрине, ару Көктем келіп қуантты.

Балалар мәнерлеп және эмоционалды өлеңдер оқып, ұлттық мәдениет білімдерін шыңдады, жұмбақ шешіп,қазақс халқының салт-дәстүрлерін айтты.  "Беташар"салт дәстүрі көрсетілді.Қонаққа ардақты ата әжелер,аталар  келді. Балалар өздерінің шапшаңдығын, ептілігін ұлттық ойындарда байқатты. Музыкалық аспаптарда ойналды,домбырада беташар жыры бүлдіршіндермен айтылды. Қазақтың билері мен әндері, ата-аналарға, қонақтарға көп қуаныш әкелді.

Әкімшілікке ,педагогикалық ұжымға ұйымдастырған ,

ата аналар атынан көп  алғыс сөз айтылды.

Текст